Страницы

воскресенье, 7 августа 2016 г.

Отношение к власти: не ждать милостей, не плакать, а презирать и смеяться...


Старая притча говорит о том, как жестокий правитель  выяснял предел терпения своих подданных, когда чинил над ними всякие    притеснения и издевательства.

Труженики, обложенные налогами, лишенные достойной жизни,  жалующиеся  на судьбу, проклинающие  «отца народа», вызывали у  него только усмешку.
Когда же правитель узнал, что после  очередного «закручивания гаек» люди перестали плакать и ругаться, а  стали  смеяться лицо  полиции, сборщикам налогов, чиновникам, то он  испугался и стал «собирать вещи».

Много и часто  пишут в СМИ  о  реакционности нынешнего государственного режима  Украины. Писали до свержения  Януковича. Начинают писать и теперь, ведь похмелье от   «евромайдана»  проявляется еще болезненнее , чем от «оранжевого спектакля».

Однако, одного понимания необходимости перемен еще не достаточно, чтобы они произошли.

И даже ненависти к системе недостаточно для того, чтобы отправить ее на свалку истории. Тем более, что настоящей массовой ненависти к «власть придержащим» в Украине нет. Есть глухой ропот, раздражение пополам со страхом.
Это было и  до 2013 года.

 Теперь к ним  прибавилось  ощущение  очередного обмана и боязнь  признать этот обман. Т.к. признание  выявит глупость обманутого.

 Есть  (абсолютно иллюзорная) надежда , что   если не трогать эту «кучу  г...», запах от нее до  нас не достанет.
  



Между тем,  в спектре  эмоций,  которые испытывают нормальные люди по отношению к власти в Украине,  - явный дефицит  обычного презрения, едкой иронии, физической брезгливости от  перспективы любого контакта с ней.

Мы не можем искусственно инициировать  процесс  морально-психологического отторжения  народа от этой убогой «псевдовласти». Тем более, процесс то  уже идет и без   нашего вмешательства...

А вот  немного помочь ему мы в силах. Например,  решению  этой задачи хоть  в малой степени поспособствовало  одно мероприятие, участником которого был  автор этих строк.

https://www.youtube.com/watch?v=6IB0VCJn4gc

Идея использовать  1 апреля -  как повод  для необычной  протестной акции, пришла в голову небольшой группе   активистов  из  нескольких  левых и обще-демократических  организаций.
Самый общий лозунг (девиз) акции изначально был очевидным: "Первое апреля -"день дурака"- профессиональный праздник власти и тех, кто ее поддерживает". Логичной стала и форма проведения - "Марш-на-все-согласных". Итак, 1 апреля, в 16-00, гуляющие по Крещатику  киевляне и гости города с удивлением  наблюдали, как участники марша (около сотни человек) подняли  транспаранты и  стали выкрикивали лозунги следующего содержания:
Гуманизм ― не пройдет, да здравствует рыночная экономика! Здоровому обществу медицина не нужна!  Меньше школ и больниц – больше вертолетных площадок и борделей! Деньги все ― человек ничто! Пенсионный возраст - со 100 лет!  Долой независимые профсоюзы! Руки прочь от полицейского государства! Партии без олигархов - вне закона! Олигархи России и Украины - на веки вместе!  Политикам-рецидивистам достойную старость!

На театрализованном митинге выступили:  «олигарх» и    представитель «мажористой» золотой молодежи, а также политики  «Якунович» и «Тягнирук».

Активисты требовали увеличить продолжительность рабочего дня: «Счастье в труде. Требуем 16 часов счастья в день!». Читали стихи, вызывавшие умиление у прохожих:
"Мы верим в честность президента и неподкупность постовых, в заботу банков о клиентах, в русалок верим, в домовых!"
Бурей аплодисментов гуляющие по Крещатику люди встретили  предложение верноподданных граждан:  «Дать президенту  Януковичу пожизненный срок» в благодарность за все, что он  сделал для народа.
 По окончанию митинга его участники приняли резолюцию, а затем прошли по Крещатику, выкрикивая лозунги, написанные на транспарантах. Акция завершилась запуском в небо синих шариков с надписью «Почую кожного!» с целью поднятия ритуально-сакрально-астральным путем упавшего рейтинга действующего  тогда президента Украины.
Для чего  мы вспоминаем об этом мероприятии  спустя столько времени? Да потому, что подобных, по крайней мере в крупных городах, больше и не было.
Сегодня  же, когда страсти после очередного выпускания пара на майдане еще не остыли, а власть  стала еще более дикой, циничной и беспощадной, подобные насмешки над властью просто опасны.
Зато  протестных акций «осуждающих», «критикующих», «жалующихся», «молящих», более чем достаточно. Разумеется, они (за исключением последней из перечисленных) тоже необходимы.

 И все же реальное  соотношение и объем протестных акций свидетельствует: для многих власть пока является  объектом ненависти параллельно с  завистью.
Кроме того, еще осталось много людей испытывающих иллюзии, надежды, националистический угар…
 Только ирония, сарказм, понимание  полной  политической, экономической, моральной  импотентности  так называемой «элиты общества», разрушит  у народа, большая часть которого превращена в люмпенов,  желание хоть в чем то подражать этой элите.

 Я хорошо  помню  моральный и социально-психологический настрой значительной части людей эпохи «позднего застоя». Стиль жизни «андеграунд» был типичным не  столько для молодежи ( как сегодня), а для  многих взрослых и успешных представителей творческой, технической интеллигенции, наиболее квалифицированных рабочих.

 Именно успешных. Не вступать в КПСС, не делать карьеру госслужащего,  не измерять  успешность количеством потребленных «дефицитов», было не просто нормой, а объектом для подражания. Не для всех, но для многих.

Мой коллега по первой производственной специальности (фрезеровщик) в обеденный перерыв, пристроившись между станками  любил почитывать не газету «Правда» (и не «Плэй бой»), а Шпенглера «Закат Европы»,  самиздатовского Бердяева.   И никому  из его приятелей это не казалось странным в начале  80-х. Он наотрез отказался  перейти  на другой участок с перспективой  резкого роста зарплаты и должности, т.к. это   было связано с вступлением в  партию, а   простой рабочий «не хотел мараться». Поступи он по другому и  его авторитет   среди коллег резко  бы упал.

Другой знакомый, убежденный марксист, который был на много старше меня (и поэтому я, к сожалению, не могу назвать его своим другом) много лет безуспешно пытался вступить в  КПСС.  В  перестройку  после кучи проверок и унижений  Партком  предприятия решил его  «осчастливить».
Прямо на торжественном  партсобрании  выслушав хвалебные характеристики в свой адрес этот человек отказался принять партбилет, заявив , что уезжает  в Германию, на ПМЖ где действительно сможет приносить   пользу революционному коммунистическому движению, а не лизать задницу Горбачеву.

  Гораздо раньше этого случая, дочка   начальника отдела  Обкома партии сбежала к моему знакомому лаборанту НИИ, который подрабатывал дворником, в  его лишенную мебели, заполненную книгами малосемейку. И ее папаша ничего не смог сделать! А   друзья  этой девушки  понимали ее  и презирали папу-мажора.  Угрозы, обещания загранпоездок, учебы, карьеры оказались слабее   того коллектива, в который она попала.

 Кто смотрел фильм «Москва слезам не верит»,  кто  знаком со средой,  где авторитетами были не Брежнев (или  раскрученные Западом антисоветчики), кто воспринимал книги  братьев Стругацких и песни Высоцкого   не как  моду, а  как философию жизни, те люди  меня поймут. 

  Похожее уже было  и не раз: не только перед гибелью  политической системы СССР, но и    на стадии распада Российской Империи, на заре «Пражской весны» и перед «Парижским маем».

Есть ли такая ситуация в современной России, Украине?  Стыдно ли   дочери Собчака,  за то что она его дочь, а  детям и  внукам Кучмы, Кравчука, Ющенко (теперь добавлю: Порошенко, Авакова) за то они роскошествуют за счет  ограбленного народа? Думаю, вряд ли...

И наоборот, многие ли из   представителей нынешней бедноты отказались   бы из естественного чувства брезгливости  приобщиться к данной элите  любой ценой?

Что то похожее начало созревать в общественном сознании граждан Украины в 2000-2004гг. Но процесс был временно  приостановлен фальшивыми лидерами «Оранжевого Майдана». И  отброшен назад  после той пародии  на революцию, которую почему то называют «революцией гидности».



Общество выжидает, для него пока значимо (хотя бы на уровне  кухонной болтовни) то, что ему говорят по телевизору: про пенсии и взрывы, про выборы, про мучения  и успехи Юли и Юры,  теперь про происки Путина, про отдых и развлечения эстрадных звезд. Посмотрим,  на сколько всего этого хватит.

 А пока, конечно надо бороться, защищать собственные права,  отказываться  от принципа «моя хата с краю».  Но при этом надо понимать, что страх перед режимом быстрее будет преодолен не через проклятия в адрес экономической и политической «элиты» Украины или России,  а  через смех и презрение к  этому   стаду патологических жуликов и  дилетантов (а теперь и убийц), которые продолжили дело  Януковича и Ельцина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВВЕРХ