Страницы

четверг, 27 апреля 2017 г.

ПОРТУГАЛИЯ : Революция гвоздик. («Цветочная» революция или настоящая?)



1. Диктаторский режим Салазара. ( откат от буржуазной либеральной революции 1920-х) 



Был ли режим фашистским? 
Португальский диктатор Антониу де Оливейра Салазар правил 40 лет! (с 1928 по 1968 гг.). "Режим Салазара" продержался еще 6 лет при его наместнике. Национализм и вера в бога были двумя главными доминантами личности Салазара. Немногие государственные деятели жили так скрытно, как Салазар. Его личная жизнь была по существу государственной тайной. Душевной травмой фанатично верующего католика, которую он не смог забыть до конца жизни, явились для него преследования духовенства и простых католиков в первые дни республики В 20-е годы. Реакцией на эти преследования стала возникшая у него навязчивая идея "порядка и законности": «…Может быть лишь абсолютная власть, но не может быть абсолютной свободы. Порядок всегда был подлинным условием красоты". 

С точки зрения автора, Португалия в социально - экономическом плане не дотягивает «до чести» называться фашистской диктатурой. Это была реакционная политическая оболочка распадающейся последней колониальной империи. В Португалии произошло удивительное сочетание технологий втор. половины 20 века и идеологии 18 века. 



Мероприятия диктатуры были следующими:
Борьба с коррупцией. Она стала вестись Салазаром, причем довольно эффективно еще в самом начале его карьеры премьер министра. ЗАТЕМ фактический президент добровольно и полуофициально сдал все полномочия Салазару. Это исторический пример, показывающий нам сегодня, что антикоррупционная тематика и даже действия еще не определяют социальный характер режима… 



Затем Салазар способствовал урезанию гос. трат, выплате внешнего долга, увеличению производства зерновых, регламентации всех сфер жизни.
Нормой чуть ли не провозглашались нищета населения НО И: аристократизм и ВОЗДЕРЖАННОСТЬ правящей касты. 

С 1940 года - католицизм - стал гос. религией .Разводы и политические партии были запрещены. С конца 30—х годов стали массированно применяться пытки. Резко усилился вес политической полиции :« ПИДЕ». В 30-е годы были достигнуты заметные успехи в ликвидации неграмотности.

В отличие от Гитлера и Муссолини, САЛАЗАР стал диктатором, и только потом создал массовую поддержку в виде одной политической силы «Португальского легиона». Формирование данного режима закончилось принятием конституции 1933 года. Было провозглашено новое, корпоративное государство, призванное защитить народ от ужасов коммунизма, атеизма, разврата и либерального капитализма. 
Салазару, как и Франко хватило осторожности не ввязываться во вторую мировую войну на стороне Гитлера. Благодаря этому режим сохранился еще несколько десятилетий. 
Но Португалия была нашпигована резидентами всех воюющих сторон. 



Похищения, перестрелки, перевербовка резидентов – повседневная тайная жизнь спецслужб (в т.ч. и СССР) в Португалии 1939-1945 гг. 



2. Загнивание диктатуры 



2.1. Начало загнивания: Потеря ГОА ( Зап. Индия) 

 
В начале 1960-х годов только 9% бюджетных расходов тратилось на образование, 4% - на социальное обеспечение, в то время как 32% - на вооруженные силы. 
Страна с такой структурой экономики и 9 млн. населения не могла противостоять громадной Индии. 450 лет Португалия владела ГОА. Армия Индии за 36 часов взяла ГОА ударами с моря, суши и воздуха. С обеих сторон погибло около 40 человек. 



Потеря Гоа стала страшным потрясением для Салазара. Он не хотел признавать поражение и считал Гоа "территорией, временно оккупированной Индией". 

СТРАНЫ НАТО НЕ ПОДДЕРЖАЛИ САЛАЗАРА, хотя Португалия с 1949 года вступила в Альянс.
В отбитии ГОА у Португалии участвовало много офицеров-португальцев, оставшихся в Индии. 



2.2. Вооруженная борьба в Африке против Португальского господства развернулась с начала 60-х годов.

 

Режимом Салазара была принята на вооружение выработанная бразильским социологом Жилберто Фрейре концепция «лузотропикализма». Под ней подразумевалось формирование единой культурной и лингвистической общности на основе португальского языка и культуры. 



Креольское население Островов Зеленого Мыса, как тогда называлась Кабо-Верде, было в наибольшей степени интегрировано в португальское общество, говорило только на португальском языке, фактически потеряло свою племенную идентичность. Тем не менее, именно креолы и возглавили национально-освободительное движение, трансформировавшееся в Африканскую партию независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса 
(ПАИГК). 



Рукводители воор. б-бы получили высшее образование в вузах Португалии, вторая волна – с втор. половины 60-х годов в СССР, ГДР, ЧЕХОСЛОВАКИИ, КУБЕ 
Общая же численность португальских вооруженных сил на момент 1974 г. составляла 218 тысяч солдат и офицеров. В том числе, 55 000 военнослужащих было дислоцировано в Анголе, 60 000 – в Мозамбике, 27 000 проходило службу в Португальской Гвинее. 
За 13 лет более 1 млн. португальских военнослужащих прошли через службу в «горячих точках» Португальской Африки, 12 000 военнослужащих португальской армии оставили свои жизни, сражаясь с ангольским, мозамбикским и гвинейским повстанческими движениями. 
Это не считая «парамилитарес» и карманных вооруженных формирований португальских помещиков. 
Впрочем, следует отметить, что потери африканского населения были куда более значительными. По разным данным от 150 .000 до 400.000 человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ВВЕРХ