
«Пролетариат
Украины в жерновах рыночной реформации»
Анатолий Арсеенко
Провозглашение независимости Украины на развалинах горбачевской катастройки в 1991 г. сопровождалось политической эйфорией и рыночным романтизмом. Реализация лозунга «Геть від Москви!» связывалась «самостийныками» с построением общества без «..измов», в котором всем будет житься хорошо. Достижение этой ложной цели казалось возможным зомбированному «демократической» пропагандой населению Украины, обладавшей тогда колоссальным промышленным, аграрным, культурным и человеческим потенциалом. В этих условиях новоявленные кормчие страны не скупились на обещания зажиточной жизни народу, поверившему в возможность «жить, как в Америке», т.е. реализовать «американскую мечту» на украинской земле в условиях капитализма.
Весомую лепту в распространение этих иллюзий на берегах седого Днепра внесла американская пропаганда. Последняя усердно твердила о мизерных заработках советских рабочих, которым государство якобы возвращало всего 25 коп. с заработанного рубля, что было в два с лишним раза меньше, чем в западных странах! О том, что они получали еще примерно 25 коп. на заработанный рубль из общественных фондов потребления в УССР, зарубежные СМИ молчали. С помощью таких обманок готовилась почва для проведения реформ в нашей стране якобы ради создания эффективной «социально ориентированной экономики» и построения «социального государства». Но этим буржуазным конструктам не суждено было сбыться. Несмотря на то, что реформация в Украине осуществлялась в строгом соответствии с указаниями американских менторов и наставников.
Обещанное процветание не пришло в Украину до сих пор. Вместо этого она была вытеснена на обочину мирового развития и оказалась в числе «аутсайдеров». Но ни одна другая бывшая социалистическая страна не продемонстрировала таких темпов и объемов экономического падения в годы «транзита» к «заветному берегу счастья», как Украина. В связи с этим американский журнал «American Sociological Review» недавно отмечал: «Переход от государственного социализма создал поразительный размах первоначальных экономических результатов – от возобновленного роста до глубокого экономического кризиса» [1], В результате более 30 соцстран разделились на две изолированные группы. В первую входят три «коммунистическиее автократии» (Китай, Лаос и Вьетнам), которые удвоили свой ВВП в расчете на душу населения с 1990 по 2007 г.
Ко второй относятся 15 стран бывшего СССР, чьи экономики добрались до предыдущего уровня ВВП на душу населения только в 2005 г., т.е. примерно через 15 лет. Промежуточное положение между ними занимают «посткоммунистические» страны, восстановившие уровень 1990 года ВВП на душу населения в 1999 г. [2]. Однако нынешний ВВП Украины после 25 лет хождения рыночными тропами примерно на треть меньше уровня ВВП УССР в 1990 г.
Рыночные эксперименты Всемирного банка и МВФ дорого обошлись трудовому народу Украины, повлекли за собой тяжелые социальные издержки «шоковой терапии», которые оправдывались необходимостью жертв на алтарь саморегулирующейся рыночной экономики, якобы служащей панацеей от всех экономических бед. В действительности за ширмой ВБ – МВФ скрывалось стремление США пустить по ложному пути т.н. «новые рыночные демократии», в т.ч. Украину, чтобы устранить потенциальных конкурентов на «постсоветском» пространстве. В этом контексте лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц, занимавший в 1990-е гг. посты Председателя Совета экономических консультантов при Президенте США и вице-президента и главного экономиста Всемирного банка, отмечает: «Рыночные экономики не являются саморегулирующимися, они испытывают спады в результате шоковых воздействий, возникающих вне области их саморегулирования, они склонны к маниям и паникам, иллюзорному ощущению богатства и приступам пессимизма, мошенничеству и принятию рисков на грани азартных игр, и большая часть издержек присущих им ошибок и злоупотреблений ложится на общество в целом» [3].
Маркетизация Украины легла тяжелым бременем на плечи ее народа, но привела не к созданию «эффективной экономики» и повышению благосостояния ее населения, а к разграблению народного достояния, деиндустриализации экономики и вытеснению нашей страны на задворки глобального капитализма. В итоге одна из передовых стран мира, каковой была Украинская ССР в составе СССР, превратилась в сырьевой придаток Запада с трудозатратным производством и низкой капиталовооруженностью, который вынужден безвозмездно передавать значительную часть своего фонда трудовой стоимости развитым экономикам капиталистического центра при посредничестве своей компрадорской буржуазии. В наши дни за Украиной закрепилось порочное звание «больного человека» Европы, который занимает последние места по большинству индексов социально-экономического развития не только на европейском континенте, но и во всем мире.
Рассматривая итоги развития отечественной экономики, член-корреспондент НАН Украины Андрей Гриценко в своей статье «Украинское экономическое чудо», или Куда ведут реформы?» отмечает: «В истории еще не было такого случая, чтобы страна, входившая по уровню индустриального развития в первую десятку стран, через четверть столетия утратила значительную часть своего промышленного потенциала, более трети ВВП, что является одним из наихудших в мире результатов экономической динамики за этот период, и вошла в число беднейших стран Европы. Как это может быть? Это действительно чудо с отрицательным знаком, достойное не меньшего внимания, чем остальные чудеса» [4]. Развал некогда процветающей Советской державы превратил Украину в «несостоявшееся государство», которое находится на грани развала и с трудом выживает сегодня благодаря наличию в нем дешевых трудовых и природных ресурсов, нещадно эксплуатируемых отечественной и иностранной олигархией.
Самую высокую социальную цену за провал «транзитологических» опытов в нашей стране, брошенной на растерзание украинской и глобальной буржуазии, платят люди труда. В доказательство этого достаточно сослаться на то, что в структуре расходов на единицу произведенной продукции зарплата украинского рабочего сегодня колеблется от 8 до 9%. В странах-членах ЕС этот показатель равняется 40-45%. Согласно бюджету, на 2016 г. почасовая оплата труда в Украине равнялась 8,35 грн. или 34 центам. В то же время почасовая оплата труда в странах зарубежья составляла: в Болгарии – 3,7 евро; Румынии – 4,4; Литве – 5,8; Латвии – 6; Греции – 15,6; Германии – 31; Франции – 34,9; Дании – 39,5; Бельгии – 40,4; Швеции – 41,9 евро. Крайне низким является в Украине и размер минимальной зарплаты, которая с 1 сентября 2015 г. составляет 1378 грн. или 51 евро. Это более чем в десять раз меньше, чем в зажатой в тиски «жесткой экономии» Греции, где этот показатель равняется 683 евро [5]. Так что никаких позитивных изменений в области оплаты труда в Украине после «революции достоинства» не произошло.
В противном случае нынешние кормчие страны, пришедшие к власти на волне т.н. «революции достоинства», должны были бы начинать свое правление не с обещаний «жизни по-новому», а с выполнения Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения» [6]. Однако правящая олигархия в Украине не только не обременяет себя заботой об удовлетворения первичных физиологических потребностей человека, но и не утруждает себя принятием мер, направленных на обеспечение своевременной выплаты зарплат трудовому народу.
Тяжелое положение трудящихся, которые с трудом сводят концы с концами, усугубляется тем, что в Украине грубо попираются права работников в области охраны зарплаты, закрепленные в Конвенции 95 и Рекомендации 85 МОТ. В ст. 12 Конвенции 95 МОТ отмечается, что «заработная плата выплачивается регулярно», а в соответствии с Рекомендацией 85 МОТ «Максимальные сроки выплаты заработной платы должны обеспечивать такое положение, при котором заработная плата выплачивалась бы: а/ не реже двух раз в месяц через промежутки времени, не превышающие шестнадцати дней, для трудящихся с почасовым, поденным или понедельным исчислением заработной платы; и б/ не реже одного раза в месяц для служащих, заработная плата которых установлена на основе месячного или годового исчисления». Циничное игнорирование этого важного положения МОТ является одной из основных причин крайне низкого уровня жизни и преждевременного вымирания весомой части пролетариата Украины, попавшего в жернова капиталистической реформации после разрушения Страны Советов.
Обещание «жизни по-новому» на президентских выборах в 2015 г. обернулось дальнейшим обнищанием трудового народа Украины, «тарифным геноцидом» в сфере ЖКХ и еще большим расширением пропасти между богатыми и бедными. Имущественная дифференциация населения в условиях приватизации государства олигархическими кланами привела к тому, что в 2012 г. Украина заняла первое место в мире по количеству миллиардеров на 100 млрд. долларов ВВП, опередив в этом отношении Швейцарию – почти в два раза, США, Бразилию, Индию – более чем в два раза, Великобританию – более чем в три раза [7]. Это один из тех немногих итоговых показателей реформирования Украины, где ее первенство в мире не оспаривается даже ведущими державами «ядра» и который имеет все основания преумножиться при нынешнем политическом режиме.
Во избежание социальных взрывов трудовой народ продолжают «кормить» обещаниями всяческих благ после вступления Украины в ЕС. Однако этим проектам не дано осуществиться в обозримом будущем. Во-первых, потому, что Украину отделяет от стандартов ЕС дистанция огромного размера. Во-вторых, ее там никто не ждет. «Даже если бы Украине и удалось успешно выполнить программу реформ, крайне низкий показатель ВВП на душу населения в сочетании с весьма сомнительной политической культурой сделали бы украинцев очень неудобоваримой «пищей» для евросоюзного «желудка» [8]», – отмечает видный британский экономист Роджер Бутл. После недавнего референдума о выходе Великобритании из ЕС вопрос о принятии Украины в его состав отодвигается на далекое будущее, на пути к которому и ЕС может развалиться.
В этих условиях рассчитывать на то, что «заграница нам поможет», Украине не приходится. Страна уже утратила способность к восстановлению своего государственного суверенитета и стоит на грани падения в экономическую пропасть, за которой последует разрушение ее территориальной целостности. В грозящей ей катастрофе виновато все общество, в т.ч. профсоюзы, не сумевшие возглавить рабочее движение в борьбе за интересы труда и не выполнившие функцию социальной защиты трудящихся. Плотность профсоюзов ФПСУ составляет 88%, что превышает уровень юнионизации во многих западных странах. Но эффективность профсоюзов, как свидетельствует мировой опыт, зависит не только от их плотности, но и от уровня их боевитости, классового сознания рабочих, чувства пролетарской солидарности в среде наемного труда, компетентности и преданности профлидеров делу рабочего класса и т.д. Именно этих необходимых качеств не хватает профсоюзам Украины сегодня, именно эти причины не позволили рабочему движению Украины стать эффективной социально-политической силой, способной стать мощным противовесом украинскому олигархату в условиях вакханалии капитализма.
Сегодня профсоюзы находятся в обороне во многих странах. Тем не менее, в наши дни прослеживается тенденция к собиранию сил и подготовке мирового профдвижения к глобальной борьбе против засилья ТНК и ТНБ в «третьем» мире. На линии стачечных пикетов рождаются новые профлидеры, возрождающие боевые традиции профсоюзов, которые привели к существенному улучшению положения рабочего класса в западных капиталистических странах после второй мировой войны. Как пишет британский исследователь П.Мэйсон в своей новой книге «Живи, работая, или умри, сражаясь», «противопоставляя низкооплачиваемую наемную рабочую силу развивающегося мира высокооплачиваемым рабочим Европы, Америки и Японии, глобализация заставила профсоюзные организации мыслить в международном масштабе, даже если они медленно продвигаются к действиям на международном уровне» [9].
К сожалению, рядовые члены профсоюзов в нашей стране зачастую живут сами по себе, а профлидеры – сами по себе, что подтверждается тем, что сожжение Украинского и Одесского домов профсоюзов в 2014 г. не привело к мобилизации профдвижения его лидерами и не вызвало никакой действенной реакции со стороны профсоюзных масс. Не занимаются по-настоящему профсоюзами левые политические партии. Все это затрудняет развитие борьбы за интересы трудящихся в современной Украине, которая, по мнению украинского исследователя Кирилла Ткаченко, «как будто преднамеренно создана для того, чтобы показать, что преодоление каких-либо форм социального дискомфорта предусматривает преодоление капитализма» [10]. В этом контексте совершенно очевидно, что путь к спасению трудового народа Украины от его «перемалывания» в жерновах глобального капитализма лежит в плоскости овладении всеми действенными формами экономической и политической борьбы за создание в стране более гуманного, более справедливого, более эффективного, более демократичного общества.
Список использованной литературы
1. Walder A.G. After State Socialism: The Political Origins of Transitional Recessions – Andrew G. Walder, Andrew Isaacson, Qunglian Lu // American Sociological Review. – 2015, April. – P. 444.
2. Ibid. – P. 445.
3. Стиглиц Д.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала / Джозеф Юджин Стиглиц / Пер. с англ. и примеч. Г.Г. Пирогова. – М.: Современная экономика и право, 2005. – C. 395-396.
4. Гриценко А. «Украинское экономическое чудо», или Куда ведут реформы? [Электронный ресурс] / Андрей Гриценко – Режим доступа: http://gazeta.zn.ua/article/print/macrolevel/ukrainskoe-ekonomicheskoe-chudo-ili-kuda-vedut-reformy-_.html
5. Ковальчук Т.Т. Бідність працюючого населення – драматична реальність українського сьогодення / Т.Т. Ковальчук // Економіка України. – 2016, № 5. – С. 91.
6. Права человека: Сборник международных документов. Составитель и автор вступительной статьи Л.Н.Шестаков. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – С. 27.
7. Гриценко А. Цит. соч.
8. Бутл Р. Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить / Роджер Бутл; пер. с англ. Е. Лалаян. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. – С. 69.
9. Mason P. Live Working or Die Fighting: How the Working Class Went Global / Paul Mason. – L.: Vintage Book, 2007. – P. 8.
10. 20 років капіталізму в Україні. Історія однієї ілюзії. За редакцією Кирила Ткаченка. К.: ТОВ «АРТ КНИГА», 2015. – C. 113.
Комментариев нет:
Отправить комментарий